Профессиональная ориентация школьников.
Нормативно-правовое регулирование профессиональной ориентации в России.
Правовую основу профессиональной ориентации и психолого-педагогической поддержки молодежи составляют:
- международные правовые акты по вопросам профессиональной ориентации;
- Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 № 1032-1;
- Федеральный закон от 29.12.2012 - 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Распоряжения Правительства РФ, подзаконные акты министерств и ведомств.
Мир профессий очень подвижен: одни профессии уходят в прошлое, другие — появляются. Их число неизменно увеличивается. Поэтому школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора жизненного пути, в поддержке и помощи в начале профессионального становления.
Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.
Правильно выбранная профессия соответствует интересам и склонностям человека, находится в полной гармонии с призванием. В таком случае профессия приносит радость и удовлетворение. Социальная значимость и удовлетворенность профессией повышаются, если она отвечает современным потребностям общества, престижна, носит творческий характер, высоко оценивается материально.
Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении.
Если ваш ребенок четко знает, чего он хочет добиться в своей взрослой жизни, чем заниматься и кем работать – это просто замечательно. Однако такая идеальная ситуация складывается далеко не всегда. Очень часть выпускники школ теряются и не знают, куда направить свои почти взрослые стопы, на каком ВУЗе остановить свой выбор.
В то же время родители любят настаивать на том, чтобы подросток отдал предпочтение «денежной» профессии, которая всегда сможет его прокормить. И не всегда желания взрослого поколения соответствуют представлениям ребенка о том, чего он хочет, или его способностям в той или иной области.
Между тем, заниматься именно тем делом, которое любишь и которое тебе интересно – это крайне важно, считают все без исключения психологи. Так и только так человек имеет шансы достичь успеха, самореализоваться и не испытывать постоянный дискомфорт от ненавистного или скучного ему ежедневного занятия. И пока время еще не упущено, необходимо действовать.
Профессиональная ориентация – это обоснованный комплекс мероприятий, которые направлены на то, чтобы подготовить молодое поколение к выбору той или иной профессии. При этом непременно учитываются не только такие объективные факторы, как социально-экономическая обстановка на рынке труда, но и особенности личности каждого школьника.
Мероприятия (психолого-педагогические, социально-экономические, медико-биологические, производственно-технические), которые включены в профориентацию, призваны оказать реальную помощь подросткам в самоопределении, а также трудоустройстве именно по той профессии. При этом профессия будет той, к которой у молодого человека «лежит душа» и к которой он имеет способности. А основной девиз, которому следует профессиональная ориентация школьников, можно раскрыть в такой фразе: «Работа как призвание».
Основные компоненты из которых складывается профориентация
Профессиональная ориентация как профессиональное просвещение
Просвещение (или профинформирование) представляет собой комплекс мер, которые направлены на ознакомление школьников средней школы и выпускников с различными видами деятельности, особенностями профессий, требованиями к ним и их актуальностью здесь и сейчас, то есть в современном мире и непосредственно в нашей стране. Многие молодые люди сегодня интересуются при этом также и тем, каковы возможности и условия квалификационного и карьерного роста на различных рабочих местах. В конечном итоге профинформирование должно сформировать у подростком мотивированные намерения, в основе которых будет лежать объективное, а не голословное («просто мне хочется быть….») обоснование привлекательности той или иной трудовой деятельности.
Профессиональная ориентация как профдиагностика
Профессиональной диагностикой занимаются специалисты, следуя при этом сугубо индивидуальному подходу. Так, к каждому конкретному школьнику применяют различные методики, которые позволяют изучить особенности нервной деятельности, состояние здоровья, мотивы и интересы, ценностные ориентации и установки, которые движут им при выборе профессии.
Профессиональная ориентация как профконсультация
Профессиональные консультации заключаются в оказании школьникам помощи в трудовом самоопределении. По результатам диагностических методик специалисты дают дельные рекомендации ученику по поводу наиболее предпочтительного вида трудовой деятельности, который максимально соответствует его психологическим, физиологическим и психофизиологическим особенностям.
Профессиональная ориентация как психологическая поддержка
Психологической поддержкой используется ряд методов, которые призваны снизить психологическую напряженность подростков, сформировать позитивный настрой и придать уверенность как в будущем в целом, так и в завтрашнем дне.
ВУЗы в Новомосковске Тульской области
Cписок учреждений профессионального образования Тульская область